ЭНРИКО КАРУЗО - БАС?!


Карузо
   Энрико родился 27 февраля 1873 года на окраине Неаполя, в семье рабочего. Отец работал сторожем на складах порта Неаполя. Мама маленького Энрико часто болела и рано умерла. С десяти лет он пел в церкви во время службы и на улице, стремясь заработать несколько монет, так как дома никогда не было денег. Благодаря случаю Карузо оказался в вокальной школе Гульельмо Верджине, а затем встретился с прекрасным педагогом вокала и замечательным дирижером Винченцо Ломбарди. В детстве Карузо, специалисты вокала, прослушавшие его пение, отзывались восторженно о его голосе. Так, знаменитый тенор Анджело Мазини, прослушав пение молодого Энрико сказал Верджине ''…у вашего Карузо самый красивый голос, какой мне приходилось слышать за всю мою жизнь''. Баритон Эдуардо Мессиано, с которым молодой Энрико пел летом на курортах Неаполя, говорил ему, что у него божественный голос, единственный в мире. До конца своих дней Энрико с восхищением и благоговением отзывался о уроках Ламбарди: - Это был мощный луч света. Никогда больше я не пел так, чтобы это не соответствовало моей натуре. С тех пор, я всегда пел в полный голос и придавал звукам ту окраску, которую мне подсказывало сердце. С. Фучито в течение последних 6 лет проработавший аккомпаниатором Карузо, в своей книге ''Карузо и искусство пения'' указывает на сочетание превосходных данных и напряженной работы певца. ''Не может быть сомнений в том, что тенор получил от природы замечательный голосовой инструмент и могучие легкие, тем не менее…именно его потрясающая работоспособность позволила использовать данные, как физические так и эмоционально-духовные…'' Карузо постоянно работал над расширением возможностей управления дыханием и абсолютным владением вокального аппарата. Он мог красиво взять высокую ноту и долго держать ее, чего он не мог в молодые годы. После того, как Карузо достиг совершенства в теноровом диапазоне, он стал упражняться для расширения своего певческого диапазона вниз - овладением басового регистра. Он достиг этого и готов был исполнить басовую партию, но ему, тенору неловко было претендовать на исполнение басовой арии. Но тут фортуна подыграла. Во время спектакля ''Богема'' в Филадельфии, перед началом последнего акта, исполнитель басовой партии Колена Андреас де Сигерола в ужасе сообщил Карузо, что он охрип и не сможет спеть арию с плащом. - Не беспокойтесь, - бодро ответил ему Карузо, - у меня есть идея. Только ни слова Поллако (дирижеру). Когда наступило время начала басовой арии, на сцену вышел Карузо. Лицо его закрывала большая шляпа. Поллако остолбенел, а тенор спел басовую партию так, как будто это являлось его привычным делом. Дирижер был взбешен. - Считайте, что в публике никто ничего не заметил, - смеялся Карузо. Этот поступок тенора произвел такую сенсацию, что компания, производившая грамзаписи Карузо, предложила ему напеть эту арию. Когда, Эдвард Джонсон, один из членов правления ''Метрополитен'', услышал эту запись, он с восторгом воскликнул: - Это самая чудесная пластинка из когда-либо записанных! Она доказывает, что Карузо обладает голосом в три октавы. Слушатели во всем мире сходили с ума, слушая, как тенор исполняет басовую партию, а знатоки музыки, особенно оперной, пели неистощимые дифирамбы ''золотому голосу''. Биографы Карузо подчеркивают, что он всегда знал все оперы полностью, в которых участвовал. Это можно понять. Но чтобы тенору экспромтом удалось исполнить знаменитую басовую арию в спектакле и так чтобы всех привести в восторг - уникальный случай. Несомненно, что Карузо репетировал арию Колена дома и был готов к этому. Он мгновенно среагировал на ситуацию, в которую попал Сигерола и выручил его. У Карузо, видимо, были и другие домашние экстравагантные заготовки, которые не проявились. В книге В. Торторолли "Энрико Карузо" сообщается, что существует граммофонная запись Пролога из оперы "Паяцы" для баритона, напетая Карузо. Днем сценического дебюта Карузо считается 16 ноября 1894 года, когда он выступил в театре ''Нуово'' в Неаполе в опере Морелли ''Друг Франческо''. Молодому тенору тогда исполнилось 21 год. В дальнейшем Энрико часто, с возрастающим успехом выступал во многих оперных театрах городов Италии. 31 декабря 1900 года Карузо впервые выступил в Милане в театре Ла Скала в опере ''Богема'' и имел скромный успех. Но второй спектакль ''Любовный напиток'' с участием Карузо имел оглушительный успех, после которого к нему стали поступать приглашения со всех музыкальных центров Европы. В 1903 году Карузо выступил на сцене нью-йоркского ''Метрополитен Опера'' в опере ''Риголетто''. Вскоре он стал ведущим тенором этого прославленного театра. Последний раз в ''Метрополитен'' Карузо выступил в день перед Рождеством в опере Галеви ''Еврейка'' в 1920 году тяжело больным. В начале лета 1921 года Карузо с семьей окончательно вернулся в Неаполь, где и скончался 2 августа 1921. Каждый, кто посетит ''Метрополитен Опера'' в музее может ознакомиться с портретами выдающихся оперных артистов, выступивших на сцене этого театра и убедиться, что там и поныне существует культ Карузо. Кроме его скульптурного портрета, вывешены две его большие карикатурные работы, в специальных нишах в холле помещены четыре костюма, в которых выступал Карузо в оперных спектаклях и большой стенд фотографий Карузо с коллегами и друзьями. Энрико этому театру обеспечивал аншлаговые спектакли в течение 17 лет, выступил в 607 спектаклях в 37 различных операх.

Galechyan
Бюст Энрико Карузо в музее Карузо, театра
Метрополитен Опера, в Нью-Йорке, справа Г.Галечян

Георгий Галечян        



Сайт управляется системой uCoz